Навадворскі яслі-сад
231983, Гродзенская вобл., Аг. Новы Двор, вул. 1 Мая, 10а, тэл. 8-01513-22167
3-12-2013, 16:21

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ

1. Обследование, проводимое психологами.
Организация и проведение обследования.
Психологическое обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя, заинтересованного в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Перед обследованием психолог беседует с воспитателем. Выясняется, как воспитатель оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении. Собираются первоначальные сведения о семье ребенка. Предварительное наблюдение за ребенком в группе – его общением с другими детьми и воспитателем, поведением и выполнением заданий на занятиях, соблюдением режимных моментов – поможет психологу создать представление о ребенке, найти пути установления контакта с ним и наиболее продуктивно построить психологическое обследование.
Отводя ребенка из группы на обследование, надо иметь в виду, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае результаты обследования окажутся непоказательными. Установление доброжелательного контакта и хорошего взаимопонимания психолога с ребенком – необходимое условие получения достоверных результатов. В некоторых случаях установление контакта становится основной целью начальной части обследования, и тогда методики предлагаются ребенку только после того, как эта цель достигнута (иногда даже не в первый день работы). Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его отношения к психологу. Может оказаться целесообразным вначале вовсе не обращать внимания на ребенка и дать ему возможность самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке, далее предложить интересную игрушку, а затем постараться организовать совместную игру и постепенно перевести ребёнка к выполнению инструкций взрослого. Реже оказывается эффективной предварительная спокойная беседа на «ненагрузочные» для ребенка темы. В любом случае, доброжелательное, доверительное отношение к дошкольнику, полное принятие ребенка без требования от него соблюдения обязательных норм поведения (здороваться, обращаться на «Вы» и т. п.), положительная оценка его личности и его действий создают тот фон, на котором могут реализоваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности.
Для проведения обследования необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее будет чувствовать себя ребенок. Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками, которые ребенку можно будет рассмотреть перед началом обследования. Выставленные на виду яркие, необычные предметы или привлекательные игрушки нежелательны, т. к. могут отвлечь ребенка от поставленных заданий. Перед началом обследования психолог должен подготовить все методики, но расположить их так, чтобы они не были видны ребенку.
Обследование проводится за маленьким столиком. Дошкольника лучше не сажать лицом к окну, чтобы происходящее за окном не отвлекало его. Воспитателя, если он хочет присутствовать при обследовании, следует посадить подальше от ребенка – сбоку или за его спиной. Ребенку можно предложить выбрать, что он хочет делать: поиграть, порисовать или позаниматься. Выбор фиксируется, и ребенку дается соответствующая методика.
В первой части обследования лучше предлагать методики, направленные на диагностику уровня познавательного развития, т. к. они наиболее трудны для детей. После проведения одной-двух «интеллектуальных» методик возможно чередование заданий различных уровней, типов. Некоторые «личностные» методики и задания, по какой-либо причине затруднительные для ребенка, предлагают наличие особенно доверительного контакта со взрослыми. Их желательно предлагать в те моменты, когда контакт достаточно укрепился и ребенок чувствует себя свободно и комфортно. Для многих детей особую трудность представляет беседа с малознакомыми взрослыми, поэтому предлагать таким детям словесные задания лучше в середине или в конце обследования, предварительно наладив с ним речевое общение. В целом обследование ребенка-дошкольника может занимать от 30 до 60 минут.
Важным условием проведения обследования является приспособление к индивидуальным особенностям ребенка – его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т. д.
Так, в случае быстрого утомления, можно сделать перерыв и поговорить с ребенком (выяснить существенные вопросы) или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики).
По ходу обследования психолог ведет протокол. В протоколе фиксируются предлагаемые задания и уровень их выполнения, оказываемая ребенку помощь и степень его обучаемости, возможности самостоятельного нахождения ошибок и адекватность оценки результатов своих действий. Отмечаются также особенности реакции ребенка на ситуацию обследования, характер контакта со взрослыми, эмоциональные проявления, отношение к выполнению различных заданий, уровень активности ребенка в общении со взрослыми и в выполнении заданий, высказывания, характеризующие самооценку и уровень притязаний, темп деятельности, особенности внимания, степень упорядоченности и целенаправленности действий и другие существенные показатели особенностей познавательного и личностного развития.
В случае, если обследование ребенка проводится по просьбе родителей, они могут присутствовать при обследовании. Тогда сопровождающему ребенка родителю предлагается заполнить анкету. Если по ходу заполнения анкеты у него возникают вопросы, то следует отметить, какие пункты анкеты вызвали затруднение, и посоветовать заполнять их по собственному усмотрению, не разъясняя возможные варианты ответов. Можно предложить родителям заполнить анкету и предварительно, если они не собираются присутствовать на обследовании. Материалы анкеты могут оказать психологу существенную помощь в работе с ребенком.
Данные об истории развития ребенка могут быть получены от родителей и в дальнейшем, после обследования. При этом вопросы психолога к родителям будут исходить из сложившегося у него представления о ребенке и носить более направленный, «прицельный» характер. В любом случае, знакомство с родителями и получение от них информации о ребенке необходимо для составления обоснованного психологического заключения по результатам обследования и для выработки педагогических рекомендаций.
Знакомство с историей развития ребенка.
Выяснение жизненных условий, в которых рос ребенок, имеет большое значение для понимания закономерностей развития его личности, определения причин формирования его психических особенностей и выработки рекомендаций по коррекции отклонений в развитии. Узнать историю развития ребенка (собрать «психологический анамнез») психолог может путем анкетирования или доверительной беседы с родителями. Однако данные, полученные с помощью анкетирования, имеют значительно меньшую ценность.
Характер вопросов, которые могут быть заданы родителям, зависит от жалоб воспитателей и родителей и от тех психологических проблем ребенка, которые были выявлены психологом в ходе обследования (если беседа проводится после него).
В связи с этим, приводимая ниже общая схема составления истории психического развития ребенка может быть сокращена и уточнена применительно к каждому конкретному случаю: одни вопросы могут быть убраны, тогда как другие станут предметом особенно тщательного выяснения.
1) Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимавших участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.
2) Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов, поставленный диагноз.
3) Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения: где и кем воспитывался, в каком возрасте был отдан в дошкольное учреждение, как привыкал, как складывались отношения с детьми и педагогами. Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.
4) Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т. д., как шло развитие речи. Общий эмоциональный тон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых, уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и его сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли дома или в каких-либо кружках развивающие занятия, какие, и как ребенок относится к ним. Особенности ребенка, волнующие родителей.
Помимо этого, знакомясь с историей развития ребенка, надо иметь в виду, что сами по себе события в жизни ребенка не могут быть оценены без учета реакции на них самого ребенка, характера его переживаний и путей приспособления к тем или иным трудностям. Вопрос о реакции ребенка на каждое жизненное обстоятельство не менее важен, чем выяснение этого обстоятельства.
Следует учитывать, что родители часто не очень хорошо понимают смысл задаваемых им вопросов, не всегда точно помнят существенные для ребенка особенности жизненных ситуаций, а иногда и не хотят быть полностью откровенными и осознанно или неосознанно утаивают часть информации. Сообщая психологу определенные факты, отец или мать одновременно дают и собственную оценку этих фактов, часто совершенно неадекватную. Задача психолога – точно отграничить получаемую информацию от ее интерпретации собеседником.
Знакомство и сбор сведений о ребенке должны помочь психологу сделать выводы не только о ребенке, но и об особенностях личности родителей и о стиле воспитания в семье.
2. Обследования, проводимые воспитателями.
Изучение детей проводится не только психологами. Каждый воспитатель должен уметь изучать своих воспитанников, следить за особенностями их развития. Бытует мнение, что воспитатель и так знает своих детей. Такие воспитатели глубоко заблуждаются. Воспитатель должен выяснять индивидуально-психологические особенности каждого ребенка. Часто в дошкольных учреждениях мы уделяем большое внимание проведению занятий, организационным, хозяйственным делам и не ценим наблюдение за детьми. Это можно объяснить отсутствием знаний об общих закономерностях психического развития, а также ссылкой на дефицит времени.
Условия наблюдения за детьми.
В книге «Работать с маленькими детьми» автор Лешли рекомендует нам, что изучать ребенка надо в системе и постоянно. Поэтому эту работу она рекомендует делать по плану, т. е. включать ее в план работы с детьми. Это же рекомендует нам и психолог Мухина В. С: «Чтобы достичь хороших результатов, воспитателю необходимо на определенное время сосредоточить внимание на одном ребенке». Следует отметить, что в настоящее время во многих дошкольных учреждениях имеются материалы по диагностике детей. Это диагностика умственного развития под редакцией Венгера и других, которая позволяет изучать детей в условиях детского сада. Но практика показывает, что применение разных методик вызывает определенную трудность у воспитателей. Поэтому хотелось бы сосредоточить внимание на методах изучения детей, которые нам давно знакомы. Все эти методы взаимосвязаны между собой.
Методы наблюдения.
Какой бы метод наблюдения вы ни выбрали, следует помнить несколько полезных советов:
1. Необходимо решить, что наблюдать, т. е. четко сформулировать цель наблюдения.
2. К наблюдению надо готовиться. Ценность наблюдения заключается в последовательности и полноте записей. Всегда надо ставить дату и время наблюдения.
3. Ребенок не должен знать, что за ним наблюдают.
4. Хорошее правило для наблюдения: никогда не писать комментариев.
Вышеперечисленные советы помогут облегчить работу воспитателя при наблюдении за детьми.
Наблюдение бывает сплоченным и выборочным.
Сплоченное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка и ведется в течение длительного времени за одним или несколькими детьми.
Фиксируется только то, что является важным для наблюдателя (значимым). Результаты сплоченных наблюдений сохраняются в виде дневниковых записей.
Выборочное наблюдение. В нем фиксируется либо какая-то одна сторона поведения ребенка, либо его поведение в какие-то определенные отрезки времени. Наблюдение за детьми проводится один раз в несколько месяцев и в разных условиях: на занятиях, во время свободной игры, на прогулке, при выполнении режимных моментов.
В процессе наблюдения могут быть включены и экпериментальные приемы. Например, воспитатель выясняет уровень развития восприятия, мышления, памяти ребенка. Для этого он использует дидактическую игру, требующую анализа формы, цвета.
Другой пример: воспитатель для выяснения уровня мыслительных процессов может дать ребенку поручение, для выполнения которого необходимо запомнить последовательность слов, действий. При изучении развития воображения, общительности, умения устанавливать взаимообщение с другими детьми можно подключить ребенка к сюжетно-ролевым играм сверстников, предоставить ту или иную роль в игре.
Эксперимент может выступить и в виде занятия, которое дают на занятиях всей группе. В процессе наблюдения могут быть использованы и элементы опроса. Примером может служить опрос по картинкам, а также беседа. Беседа применяется в тех случаях, когда надо выяснить знания и представления ребенка, его мнение о предметах, явлениях, событиях, людях и их поступках, о самом себе.
Метод тестов используется для сравнения детей по уровню знаний и умений, уровню общего умственного развития. При помощи тестов можно определить, нормально ли развит ребенок для своего возраста. Тестовое задание дается и в виде игры, конструирования, аппликации. (Смотрите задания у Венгера «Диагностика умственного развития».)
Социометрический метод применяется при изучении взаимоотношений, складывающихся между детьми, положения, которое занимает каждый ребенок в группе сверстников.
Каждому ребенку дают три вещи и просят сказать, какая ему больше всех нравится, затем предлагают «по секрету» подарить каждую вещь тому ребенку, которому он хочет. Распределение подарков служит основанием для составления особой таблицы – социограммы, из которой видно, какие дети пользуются наибольшей популярностью в группе, какие меньшей, какие вовсе не привлекают симпатий сверстников.
Хорошо вести записи о детях, особенно о тех, которые несколько запаздывают в своем развитии. Это будет как бы «банком данных» о малыше.
Критерии оценки служат программой по возрастам и показателем психологического развития.
Планирование работы с детьми.
Прежде чем планировать, надо знать причины отставания (болезнь, стрессы), т. к. очень легко просто назвать проблему, например: «ребенок выглядит медлительным», «он невнимателен», и сложнее установить причину. Как же спланировать специальные занятия? Это может быть составление небольшой программы для индивидуальных занятий (подгрупповых). Планирование должно быть от простого к сложному, с указанием, что мы хотим достичь за определенное время. Важно учитывать причину невыполнения. Например, ребенок не умеет резать ножницами. Освоение ножниц само по себе не так уж важно, но оно является показателем координации работы пальцев рук. Поэтому воспитатель не должен нудно учить резать ножницами, а дать упражнения, способствующие росту физических возможностей и уверенности. Или ребенок плохо запоминает. Причина – плохое внимание, значит, вначале надо работать над вниманием, а затем над памятью.
Подведение итогов.
Очень важную роль в работе с детьми играет оценка достигнутых результатов в работе. Например, запланирована работа над общением ребенка со сверстниками на две недели. По истечении двух недель необходимо оценить, проверить, что изменилось, и если все хорошо, то можно исключить специальные занятия, хотя регулярное наблюдение за его развитием продолжается. Если развитие ребенка очень замедленно, то, пока он не достигнет своего уровня, в перспективный план работы с ним должны войти промежуточные ступени.
Перспективный план можно составить на группу детей, у которых один уровень развития.
Документация результатов.
Изучение ребенка мы фиксируем в диагностической карте. Можно составить карточки развития или схемы, табеля развития.
Содержание карточки развития:
1. Физическое развитие.
2. Общение.
3. Социальное развитие.
4. Психические процессы.
5. Поведение.
Структура карточки развития – это перечень пунктов по каждому направлению развития.

СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ОРГАНИЗАЦИЮ
ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Целеполагание:
– переводить общие цели и задачи воспитания в цели и задачи диагностики;
– учитывать особенности ребенка и коллектива при постановке задач диагностики;
– вычленять основное звено в изучении объекта;
– четко формулировать цели и задачи диагностики в устной и письменной форме.
2. Организаторские:
– планировать изучение ребенка, привлекать к нему коллег, родителей, психолога, методиста;
– распределять между ними поручения с учетом индивидуальных особенностей и умений;
– формулировать задачи изучения в форме «организаторской задачи»;
– применять приемы сотрудничества в процессе диагностики;
– применять приемы самоорганизации;
– готовить методики, программы, бланки, определять сроки, этапы работы;
– вести учет всей информации;
– информировать родителей, психолога, обеспечивать соблюдение норм этики.
3. Операционные (практические):
– наблюдать педагогические факты, явления;
– изучать документацию, результаты деятельности детей;
– проводить устные и письменные опросы;
– создавать педагогические ситуации и использовать возникшие спонтанно;
– выбирать диагностические методы и методики, адекватные поставленным задачам;
– фиксировать информацию;
– пользоваться различными формами учета.
Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп
1. Методика «коробка форм» включает задачи на размещение в ящике с прорезями объемных фигур-вкладышей, основания которых представляют собой простейшие геометрические фигуры, соответствующие по форме прорезям ящика. Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учета ракурса). Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. При плохом выполнении задания ребенку дополнительно предлагаются задачи на выбор формы по образцу.
2. Методики «пирамидка», «мисочки» (предметные действия) содержат задачи на выполнение действий с большим количеством элементов разной величины. Материалом методик служат разноцветные элементы одинаковой формы, которые могут быть упорядочены по величине как элементы сериационного ряда. Методики выявляют уровень восприятия отношений предметов по величине и особенности организации деятельности ребенка. При плохом выполнении заданий ребенку на том же материале предлагается выбор большего элемента из двух, а затем из трех. Тот же материал может быть использован для оценки восприятия цвета на основе выбора по образцу, а также для выяснения знания цветов (их названия).
3. Методика «разрезные картинки» содержит задания на складывание картинок из нескольких частей (от 2 до 6). Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ.
4. Методика «конструирование по образцу» включает задачи на воспроизведение нескольких вариантов размещения трех строительных деталей разной формы по образцу, предложенному взрослым. Методика выявляет уровень развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.
5. Методика «свободный рисунок». Ребенку предлагают нарисовать, что он хочет. Рисование может осуществляться цветными карандашами или простым карандашом по выбору ребенка. Задание служит предварительным по отношению к следующим и позволяет установить уровень овладения рисованием мелкой моторики.
6. Методика «рисунок человека». Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития образного мышления, особенностях эмоционально-личностной сферы и общения ребенка с окружающими.
7. Методика «свободная игра». Ребенку предлагают набор игрушек и различных предметов (неоформленный игровой материал). Ведется наблюдение за его игрой. Методика позволяет по уровню развития игровой деятельности (использование заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли) судить о развитии мышления и воображения ребенка.
8. Методика «дорисовывание фигур» включает задачи на свободное дорисовывание незаконченных изображений. Материал методики состоит из карточек с нарисованными на них фигурками неопределенной формы. Ребенку дается задание дорисовать каждую из фигурок, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Методика оценивает уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы.
9. Методика «повторение слов и предложений» фиксирует возможности детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал. В качестве такого материала предлагается детям 3 лет 3–4 знакомых слова, детям 4 лет – 5–7 и простая фраза. Методика используется для проверки памяти.
10. Методика «вопросы по картинкам». Детям предъявляют простые картинки, например, с изображением девочки, и задают вопросы: «что здесь нарисовано?», «кто это?», «что он (она) делает?». Выясняется уровень развития активной речи ребенка.
11. Методика «дополнение фраз» содержит задачи на дополнение предложений указанием последовательности событий во времени, причин и следствий. Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать конец. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик и...», «Мальчик весело смеялся, потому что...», «Если пойдет дождь, то...». Методика выявляет способность детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, позволяет оценить уровень речевого развития, а также может быть использована для выяснения особенностей личности и общения ребенка.
12. Методика «КАТ» включает задания на составление рассказов по картинкам, обладающим особой стимулирующей силой для проявления особенностей личности и общения ребенка. Ребенку последовательно предъявляют 10 рисунков с изображениями животных, выполняющих человеческие действия, и просят сказать, кто нарисован на картинке, что происходит в данный момент, о чем думают, что чувствуют действующие лица и чем ситуация закончится. Картинки допускают неоднозначную интерпретацию событий. Методика используется как проективная для выявления эмоционально-личностной сферы ребенка и особенностей его общения (тревожности, демонстративности, агрессивности, страхов, конфликтности в общении и др.).
13. Методики «повторяй за мной» и «игра в мяч» содержат задания на повторение простых движений (движения рук и ног), поз и действий с мячом по показу взрослого. Методики выявляют уровень развития крупной моторики.
14. Методика «бирюльки». Ребенку предлагают уложить мелкие предметы (бирюльки, спички, бусинки) в коробок или баночку с узким горлышком. Дается указание: класть по одному предмету. Методика проверяет уровень развития мелкой моторики.
15. Методика «мисочки» (включение в ряд) проводится на том же материале, что и методика «мисочки», и содержит задачи на поиск места пропущенного элемента в сериационном ряду величин, выложенном взрослым. Методика выявляет способность детей устанавливать простейшие логические отношения.
16. Методика «рыбка» содержит задачи на конструирование предмета по цветной расчлененной схеме. Проверяется умение детей точно ориентироваться на схему, а также умение спланировать свои действия как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее конструкции, что является важным показателем развития образцового мышления и организации деятельности.
17. Методика «классификация по заданному принципу». Ребенку дается набор картинок. На некоторых изображен один предмет, на других – по нескольку. Задание состоит в том, чтобы разделить их на две группы по принципу количества, который в случае необходимости демонстрируется ребенку взрослым. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.
18. Методика «рисунок семьи». Ребенка просят нарисовать свою семью. По величине фигур, их расположению на рисунке, особенностям изображения отдельных членов семьи, уменьшению или увеличению ее состава и другим показателям cудят о взаимоотношениях в семье, эмоционально-личностных трудностях самого ребенка.
19. Методика «два дома» специально предназначена для диагностики сферы общения. Для проведения методики применяется тот же материал, что и в методике, предназначенной для анализа взаимоотношений ребенка в группе детского сада. Отличие состоит в том, что в данном случае анализу подвергается в первую очередь ближайшее семейное окружение ребенка. Методика дает возможность судить о системе интимных избирательных отношений в семье.
20. Методика «свободная классификация». Ребенку предъявляется ряд картинок, которые он должен разделить на группы, самостоятельно выделив основание группировки. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.
21. Методика «самое непохожее». Перед ребенком в случайном порядке выкладывается в ряд 8 фигур, различающихся тремя признаками: круги и квадраты красного и синего цветов, большие и маленькие. Затем предъявляется одна из этих фигур, и ребенка просят выбрать из оставшихся самую непохожую на нее. Методика направлена на оценку развития логического мышления.
22. Методика «рассказ по картинкам» содержит задачи на установление причинно-следственных отношений. Ребенку дается набор карточек (например, «зерно», «росток», «цветок», «бутон»), которые он должен разложить в порядке происходящих изменений, а затем объяснить, почему он положит их так, а не иначе. Методика направлена на выяснение способности ребенка устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме.
23. Методика «пиктограмма» содержит задачи на запоминание слов с помощью рисунков. Ребенку предлагается запомнить ряд из 11 слов и словосочетаний, используя собственные свободные зарисовки. Методика направлена на исследование особенностей мышления и опосредствованного запоминания ребенка. Кроме того, в ней могут обнаруживаться особенности личностной сферы и уровень организации деятельности.
24. Методика «10 слов». Ребенку дается задание запомнить и воспроизвести 10 слов. Предъявление повторяется 3–5 раз. Выясняется динамика запоминания. Методика применяется для оценки механического запоминания и имеет особое значение при проверке подозрений на органическое поражение ЦНС.
25. Методика «несуществующее животное». Ребенка просят нарисовать «несуществующее животное», назвать его и описать его образ жизни. Методика используется как проективная для изучения личностных качеств и особенностей воображения ребенка.
26. Методика «три желания» и «шапка-невидимка». Ребенка просят назвать три желания, которые он хотел бы высказать волшебнику, а затем ответить, хотел бы он, чтобы волшебник подарил ему шапку-невидимку, и что бы он с ней делал дома, на улице, в детском саду. По ответам ребенка судят о его воображении, ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми.
27. Методика «игровая комната». Ребенка просят представить себе, что он пришел в волшебную комнату, где есть любимые игрушки и можно играть в любые игры. Далее ему предлагается взять с собой двух знакомых ребят и придумать игру, в которую дети могли бы с ним поиграть. При этом ребенку задается ряд вопросов типа: «Как играть в такую игру?», «А если дети не захотят в это играть, что ты будешь делать?» и др. По рассказу ребенка и ответам на вопросы можно судить о его ценностных ориентациях, об уровне развития общения со сверстниками, способности выходить из конфликтных ситуаций.
28. Методика «лестница» включает задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку дается рисунок лестницы и говорится, что на ее верхних ступеньках – самые хорошие дети, а внизу – самые плохие. Ребенок должен показать свое место, а также место других детей (друзей, братьев, сестер) на этой лестнице. Применяются шкалы с различными характеристиками, например: «хороший – плохой», «умный – глупый» и др. Методика направлена на выявление уровня самоприятия и самооценки ребенка.
29. Методика «выбор карточки». Перед ребенком раскладывается ряд карточек, на обороте которых написаны разные задания. Карточки расположены в порядке возрастания номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. Ребенку предлагается самому выбрать задание, которое он хочет выполнять. Методика направлена на оценку уровня притязания ребенка.
30. Стандартизованная диагностическая методика «перцептивное моделирование» требует построения в умственном плане геометрических фигур (кругов и квадратов) из нескольких частей. Ребенок, не имея возможности выполнять практические пробы, должен найти такое сочетание этих частей-фигурок различной геометрической формы, которое привело бы к получению круга или квадрата (для этого нужно выбрать и использовать от 2 до 4 фигурок). Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ – и характеризует уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления.
31. Стандартизованная диагностическая методика «эталоны» содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить в таблице изображения предметов, соответствующих каждому эталону. Методика направлена на оценку уровня развития восприятия.
32. Стандартизованная диагностическая методика «схематизация» содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров. Методика направлена на выявление уровня развития высших форм обратного мышления.
33. Стандартизованная диагностическая методика «систематизация» содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам. Детям предлагается задание – обозначить места отдельных элементов в матрице, представляющей собой логическое «умножение» классификации геометрических фигур по форме на их вариацию по величине. Методика направлена на оценку овладения логическим мышлением.
34. Стандартизованная диагностическая методика «учебная деятельность» выявляет уровень овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умениям подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого. От ребенка требуется составить узор под диктовку взрослого путем соединения собой расположенных рядами фигурок. Фигурки должны соединяться с соблюдением заранее заданных правил.
Распределение диагностических методик по возрастным группам:
Наименование методик Возрастные группы
3–4 4–5 5–6 6–7
1 2 3 4 5
1. Коробка форм + +
2. «Пирамидка» и «мисочки» (предметные действия) + +
3. Разрезные картинки
4. Конструирование по образцу + +
5. Свободный рисунок + +
+
6. Рисунок человека + + +
7. Свободная игра + + + +
8. Дорисовывание фигур + + + +
9. Повторение слов и предложений + +
10. Вопросы по картинкам + +
11. Дополнение фраз + +
12. КАТ + + + +
13. Повторяй за мной и игра в мяч + + + +
14. Бирюльки + + + +
15. Мисочки (включение в ряд) + + + +
16. Рыбка + +
17. Классификация по заданному принципу + +
18. Рисунок семьи + +
19. Два дома + +
20. Свободная классификация + +
21. Самые непохожие + +
22. Рассказ по картинкам + +
23. Пиктограмма + +
24. 10 слов + +
25. Несуществующее животное + +
26. Три желания и шапка-невидимка + +
27. Игровая комната + +
28. Лестница + +
29. Выбор карточки + +
30. Эталоны + +
31. Перцептивное моделирование X +
32. Схематизация X +
33. Систематизация X +
34. Учебная деятельность Х +
Примечание. Последние 5 методик (стандартизованные диагностические методики) предназначены для 6-летних детей, но в рамках проверки готовности к школе могут быть использованы и при обследовании детей конца 6-го года жизни, что обозначено значком X.
Анализ результатов обследования
и выработка рекомендаций для педагогов и родителей
Целью, стоящей перед воспитателем; или психологом при анализе результатов обследования, является создание психологического портрета ребенка. В связи с этой целью первой задачей становится ограничение нормы от патологии (интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, разные виды психологических отклонений).
Психологический портрет нормально развивающегося ребенка включает как характеристику поведения, так и особенности его познавательного и личностного развития. Анализируя поведение ребенка, психолог или воспитатель акцентирует свое внимание на особенностях познавательного и личностного развития ребенка таким образом, чтобы через «внутреннее» понять внешнее.
Первым этапом анализа является выявление уровня познавательного развития ребенка (общий уровень развития образного мышления, уровень развития восприятия, памяти, речи и воображения). Следует определить: равномерно или неравномерно друг относительно друга развиты перечисленные процессы. Простым случаем является равномерное развитие.
Трудность при анализе представляют варианты неравномерного познавательного развития в связи с многозначностью их проявлений, состоящих не только в разном уровне развития восприятия, мышления, воображения и т. д., но и в симптоматических различиях внутри самих процессов. Здесь необходимо использование комплексного анализа, который предполагает интерпретацию отдельных проявлений только в связи с другими проявлениями. При этом следует иметь в виду, что отдельный симптом сам по себе всегда многозначен, его истинное значение вытекает из сравнения с другими симптомами. В еще большей степени комплексный анализ важен для понимания личности ребенка, проявляющейся в особенностях поведения, выполнения проективных (и других, так называемых «личностных»), а также и познавательных заданий.
Особое значение при анализе результатов обследования ребенка приобретает правильное понимание особенностей его взаимодействия с другими людьми. К этим особенностям, в первую очередь, относится характер воспитания в семье. Например, уровень требований, предъявляемых ребенку, или конфликтность семьи, уровень внимания к ребенку и т. п. Не менее важны качества самого ребенка, определяющие характер его общения за пределами семьи (с детьми, воспитателями, другими взрослыми). В частности, инициативность, конфликтность, организованность и т. п.
Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка. Только целостный психологический портрет даст возможность выработать рекомендации для родителей и воспитателей.
Рекомендации бывают действенными тогда, когда они приняты родителями. Принятие рекомендаций, в свою очередь, связано с собственными проблемами родителей, воспитателей, сформулированными в первичной жалобе на ребенка (иначе говоря, в запросе). Психологические рекомендации тем продуктивнее, чем большее участие в их разработке принимает родитель, воспитатель (обратившийся к психологу человек).
Соблюдение указанных условий необходимо для достижения основной цели: коррекции познавательного и личностного развития ребенка. Коррекционные меры основываются на конкретных рекомендациях, применяемых к каждому ребенку в конкретных обстоятельствах. Этика в работе с родителями и воспитателями предполагает не разглашать сведений о ре
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • Mikes

  • 14 января 2014 01:24
  • Группа: Гости
Dag nabbit good stuff you whesserpnappirp!

Меню

счетчик посещений

Каляндар

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архіў навін

Февраль 2024 (9)
Январь 2024 (4)
Декабрь 2023 (5)
Ноябрь 2023 (5)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (8)

Апытанне

Полноценное развитие детей - это
Полная семья
Материальное обеспечение
Хорошее питание
Благоприятные условия жизни
Хорошие друзья
Доброжелательные родственники
Другое

Воблака тэгаў

Главное управление Гродненского облисполкома 2022 - Год исторической памяти Свислочский районный ИК Гродненский областной ИРО Благотворительная акция Наши дети Интернет-портал Президента Репсублики Беларусь Детский правовой сайт Безвизовый въезд Свислочь