3-12-2013, 16:23
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
Знать, чтобы предвидеть;
предвидеть, чтобы управлять.
О. Конт
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей и интересов, «а не от образовательной системы, существующей как внеличностная структура» (М. В. Кларин).
Понятия анализ, самоанализ, изучение личности в последнее время все чаще стали заменяться этим единым термином – диагностика. В общем смысле слова – это теория и практика постановки диагноза, особый вид познания, поскольку «диагноз» в переводе с греческого означает «распознание, определение». Педагогический диагноз – это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов.
Диагностика всегда представляет собой научно-практическую деятельность, а постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Задача руководителя как диагноста оказать конкретную помощь, обеспечить надежное функционирование и развитие исследуемого объекта, увидеть в частном общее, типичное.
Диагностика педагогического мастерства, успешности педагога позволяет оптимально решать проблемы аттестации работников образования, так как устраняет субъективизм в оценке администрации образовательного учреждения. Однако руководителям образовательного учреждения крайне важно помнить, что диагностика – не самоцель, а лишь один из этапов работы с педагогами наряду с консультацией, коррекцией, адаптацией и поддержкой.
До недавнего времени педагогическая диагностика сводилась к элементарной проблеме оценки каких-либо признаков, причем личность представлялась в виде среза, фотографии (Н. Голубев, П. Битинас). Сегодня же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИАГНОСТИКИ
Информационная функция – это постоянная информация всех участников педагогического (учебно-воспитательного, методического) процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
Собственно-диагностическая функция – это психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности педагога.
Оценочная функция – это качественная и количественная оценка деятельности администрации школы или ДОУ, каждого педагога и каждого ребенка.
Коррекционная функция – это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития (следует помнить и учитывать, что вся система позитивных тенденции (ценностей) лежит не вне педагога, а в нем самом).
Ориентационная функция – это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач ДОУ, на устранение тех «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов.
Аналитическая функция – это психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличие от контролирующей функции, направленной лишь на выявление недостатков, аналитическая функция выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения (В. М. Лизинский).
Наряду с диагностикой педагогической существуют и другие виды диагностики – социологическая и психологическая. Психодиагностика – это область психологии, которая разрабатывает методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.
Принципы педагогической деятельности:
1. Доверие педагогу.
2. Доброжелательность.
3. Опора на конечный результат как естественное завершение разноплановой деятельности учителей, воспитателей.
Критерии диагностики:
1. Адекватность – однозначное выражение определенного состояния объекта.
2. Достаточность имеющейся информации.
3. Объективность – отсутствие субъективных факторов при сборе информации.
Уровни педагогической диагностики:
1. Компонентная диагностика – изучение отдельных компонентов одного объекта.
2. Структурная диагностика – изучение нескольких компонентов одного объекта пли одного компонента нескольких объектов.
3. Системная диагностика – комплексное изучение различных компонентов всех объектов (в образовательном учреждении основными объектами являются педагоги, дети, родители).
Назначение педагогического диагноза дать педагогу и руководителю оперативную и надежную информацию о том, как переплетаются во взаимодействии многие причины, какие из них в этот момент достигают критических значений. Поэтому диагностировать надо различные компоненты образовательно-воспитательного процесса, используя при этом целый комплекс различных методик.
Следует обратить внимание на то, что, используя один из перечисленных методов диагностики, по результатам анкетирования, тестирования или какого-либо другого, ни в коем случае нельзя делать категорических выводов, предпринимать решительные управленческие меры. Лучше подумать обстоятельно и серьезно: где и в чем управленческие упущения, как с наименьшими последствиями воспользоваться полученной информацией, как изменить ситуацию, достаточно ли корректно подобраны место, время и другие условия для опроса.
Для повышения объективности и изучения динамики развития объекта в процессе организации диагностики важно соблюдать этапность, периодичность. Поскольку необходимо изучить не только исходное состояние объекта, но и промежуточные, и конечные результаты, то следует проводить первичный срез – входной контроль (стартовую диагностику), вторичный – текущий контроль (сравнительную диагностику) и выходной контроль (итоговую диагностику).
Программа диагностики и анализа собственной деятельности того, что делает каждый педагог, что характерно для данного образовательного учреждении, определение процессов и тенденций в организации педагогического – учебно-воспитательного и методического – процесса, выявление необходимых и возможных изменений, управленческая коррекция – все это позволяет школе и ДОУ на основе рефлексии достижений и имеющихся проблем знать и видеть, на каком этапе они находятся, как сочетаются традиции и инновации, удалось ли создать обстановку глубокой заинтересованности большинства членов педагогического коллектива в опытно-экспериментальной, поисковой, научно-методической и исследовательской деятельности.
В этом могут помочь такие диагностические методики, как: анкеты по оценке уровня инновационного потенциала педагогического коллектива; диагностические карты для анализа мотивационной и стимулирующей деятельности педагогов; тест на выявление тенденций к стилям педагогической деятельности; анкета по изучению профессиональной готовности педагогов к экспериментальной работе; по изучению профессиональной готовности педагога к внедрению инноваций и целый ряд других.
Следует помнить, что диагностика только констатирует наличие или отсутствие тех или иных качеств, а руководитель, пользуясь ее результатами, должен помочь определить перспективы, пути и способы профессионального развития учителя или воспитателя. Только в том случае, когда изучение педагога будет носить не только диагностический, но и прогностический характер, можно говорить о той или иной степени результативности проведенной в этом направлении работы и ее полезности (В. М. Лизинский).
Прежде чем приступить к диагностике, нужно:
1. Подобрать и обучить заинтересованную группу специалистов, способных решать строго определенные задачи.
2. Добиться согласованно-единого отношения к понятиям, критериям, ценностям; разработать или адаптировать соответствующие методики для проведения диагностики.
3. В ходе диагностики вырабатывать определенную культуру, нормы и правила совместной деятельности.
4. Ведущей задачей диагностики считать поиск интересного, нового, оригинального опыта, достижений личности и коллектива, достоинств и успехов и только на фоне этого оттенять недостатки.
Показатели состояния
и результативности диагностики
1. Диагностика педагогических процессов в школе и управление ими осуществляются с помощью научно обоснованных параметров.
2. Диагностика носит системный характер, осуществляется периодично, выявляет наличие или отсутствие динамики конечных результатов деятельности ДОУ или отдельных ее звеньев.
3. Намерения, получаемые в ходе диагностики на основе оценки данных внутришкольного контроля (ВШК), обеспечивают четкую и оперативную постановку педагогического диагноза о состоянии и результатах учебно-воспитательного процесса, эффективности управления им.
4. Педагогические диагнозы устанавливаются своевременно, в процессе получения внутридошкольной информации в системе внутридошкольного контроля и обеспечивают оперативное ориентирование дошкольных менеджеров в выборе содержания форм и методов управления.
Методы диагностики
Основы
классификации Методы Содержание
1 2 3
1. По степени «вмешательства» в поведение
педагога:
Пассивные: 1. Наблюдение Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения
2. Анкетирование Метод социально-психологического исследования с помощью анкет
3. Тестирование Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий
4. Интервьюирование Метод получении информации с помощью устного опроса
5. Сбор косвенных данных о педагоге Отзывы о педагоге со стороны детей, родителей, коллег
6. Анализ документации Анализ содержания плана воспитательно-образовательной работы, карт индивидуального развития детей и др.
Активные 1. Диагностический эксперимент Естественный эксперимент с постановкой диагностической цели
2. Создание ситуаций (напр., ситуации методического развития педагога):
а) «выбора приоритетов»; В ходе проигрывания ситуации педагог сопоставляет варианты решений, останавливается на главном
б) «профессионального диалога»; Возможность посмотреть на одну ситуацию с разных сторон
в) «отказа от стереотипов» Поиск творческих вариантов, неординарных выходов
3. ЛКС (анализ конкретных ситуаций), ОДИ (организационно-деятельностные игры) Поиск оптимальных вариантов путем коллективной деятельности
2. По степени участия педагога в процессе диагностики Субъективные, или прямые Осуществляются на основе того, что думает, представляет и сообщает педагог сам о себе
Объективные, или косвенные При которых труд педагога оценивается по показателям уровня обученности и воспитанности детей
3. По виду деятельности материала, на котором «протекает» диагностика Специфические При которых о педагогическом мастерстве и готовности их к созданию собственной методической системы судят по выполнению специальных заданий в системе методической работы
Неспецифические По выполнению других видов деятельности воспитателя: воспитательной, организаторской и др.
4. По признаку долговременности диагноза Оперативные Анализ отдельных поступков, устных и письменных ответов
Долговременные Наблюдение за поведением
Знать, чтобы предвидеть;
предвидеть, чтобы управлять.
О. Конт
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей и интересов, «а не от образовательной системы, существующей как внеличностная структура» (М. В. Кларин).
Понятия анализ, самоанализ, изучение личности в последнее время все чаще стали заменяться этим единым термином – диагностика. В общем смысле слова – это теория и практика постановки диагноза, особый вид познания, поскольку «диагноз» в переводе с греческого означает «распознание, определение». Педагогический диагноз – это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов.
Диагностика всегда представляет собой научно-практическую деятельность, а постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Задача руководителя как диагноста оказать конкретную помощь, обеспечить надежное функционирование и развитие исследуемого объекта, увидеть в частном общее, типичное.
Диагностика педагогического мастерства, успешности педагога позволяет оптимально решать проблемы аттестации работников образования, так как устраняет субъективизм в оценке администрации образовательного учреждения. Однако руководителям образовательного учреждения крайне важно помнить, что диагностика – не самоцель, а лишь один из этапов работы с педагогами наряду с консультацией, коррекцией, адаптацией и поддержкой.
До недавнего времени педагогическая диагностика сводилась к элементарной проблеме оценки каких-либо признаков, причем личность представлялась в виде среза, фотографии (Н. Голубев, П. Битинас). Сегодня же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИАГНОСТИКИ
Информационная функция – это постоянная информация всех участников педагогического (учебно-воспитательного, методического) процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
Собственно-диагностическая функция – это психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности педагога.
Оценочная функция – это качественная и количественная оценка деятельности администрации школы или ДОУ, каждого педагога и каждого ребенка.
Коррекционная функция – это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития (следует помнить и учитывать, что вся система позитивных тенденции (ценностей) лежит не вне педагога, а в нем самом).
Ориентационная функция – это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач ДОУ, на устранение тех «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов.
Аналитическая функция – это психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличие от контролирующей функции, направленной лишь на выявление недостатков, аналитическая функция выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения (В. М. Лизинский).
Наряду с диагностикой педагогической существуют и другие виды диагностики – социологическая и психологическая. Психодиагностика – это область психологии, которая разрабатывает методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.
Принципы педагогической деятельности:
1. Доверие педагогу.
2. Доброжелательность.
3. Опора на конечный результат как естественное завершение разноплановой деятельности учителей, воспитателей.
Критерии диагностики:
1. Адекватность – однозначное выражение определенного состояния объекта.
2. Достаточность имеющейся информации.
3. Объективность – отсутствие субъективных факторов при сборе информации.
Уровни педагогической диагностики:
1. Компонентная диагностика – изучение отдельных компонентов одного объекта.
2. Структурная диагностика – изучение нескольких компонентов одного объекта пли одного компонента нескольких объектов.
3. Системная диагностика – комплексное изучение различных компонентов всех объектов (в образовательном учреждении основными объектами являются педагоги, дети, родители).
Назначение педагогического диагноза дать педагогу и руководителю оперативную и надежную информацию о том, как переплетаются во взаимодействии многие причины, какие из них в этот момент достигают критических значений. Поэтому диагностировать надо различные компоненты образовательно-воспитательного процесса, используя при этом целый комплекс различных методик.
Следует обратить внимание на то, что, используя один из перечисленных методов диагностики, по результатам анкетирования, тестирования или какого-либо другого, ни в коем случае нельзя делать категорических выводов, предпринимать решительные управленческие меры. Лучше подумать обстоятельно и серьезно: где и в чем управленческие упущения, как с наименьшими последствиями воспользоваться полученной информацией, как изменить ситуацию, достаточно ли корректно подобраны место, время и другие условия для опроса.
Для повышения объективности и изучения динамики развития объекта в процессе организации диагностики важно соблюдать этапность, периодичность. Поскольку необходимо изучить не только исходное состояние объекта, но и промежуточные, и конечные результаты, то следует проводить первичный срез – входной контроль (стартовую диагностику), вторичный – текущий контроль (сравнительную диагностику) и выходной контроль (итоговую диагностику).
Программа диагностики и анализа собственной деятельности того, что делает каждый педагог, что характерно для данного образовательного учреждении, определение процессов и тенденций в организации педагогического – учебно-воспитательного и методического – процесса, выявление необходимых и возможных изменений, управленческая коррекция – все это позволяет школе и ДОУ на основе рефлексии достижений и имеющихся проблем знать и видеть, на каком этапе они находятся, как сочетаются традиции и инновации, удалось ли создать обстановку глубокой заинтересованности большинства членов педагогического коллектива в опытно-экспериментальной, поисковой, научно-методической и исследовательской деятельности.
В этом могут помочь такие диагностические методики, как: анкеты по оценке уровня инновационного потенциала педагогического коллектива; диагностические карты для анализа мотивационной и стимулирующей деятельности педагогов; тест на выявление тенденций к стилям педагогической деятельности; анкета по изучению профессиональной готовности педагогов к экспериментальной работе; по изучению профессиональной готовности педагога к внедрению инноваций и целый ряд других.
Следует помнить, что диагностика только констатирует наличие или отсутствие тех или иных качеств, а руководитель, пользуясь ее результатами, должен помочь определить перспективы, пути и способы профессионального развития учителя или воспитателя. Только в том случае, когда изучение педагога будет носить не только диагностический, но и прогностический характер, можно говорить о той или иной степени результативности проведенной в этом направлении работы и ее полезности (В. М. Лизинский).
Прежде чем приступить к диагностике, нужно:
1. Подобрать и обучить заинтересованную группу специалистов, способных решать строго определенные задачи.
2. Добиться согласованно-единого отношения к понятиям, критериям, ценностям; разработать или адаптировать соответствующие методики для проведения диагностики.
3. В ходе диагностики вырабатывать определенную культуру, нормы и правила совместной деятельности.
4. Ведущей задачей диагностики считать поиск интересного, нового, оригинального опыта, достижений личности и коллектива, достоинств и успехов и только на фоне этого оттенять недостатки.
Показатели состояния
и результативности диагностики
1. Диагностика педагогических процессов в школе и управление ими осуществляются с помощью научно обоснованных параметров.
2. Диагностика носит системный характер, осуществляется периодично, выявляет наличие или отсутствие динамики конечных результатов деятельности ДОУ или отдельных ее звеньев.
3. Намерения, получаемые в ходе диагностики на основе оценки данных внутришкольного контроля (ВШК), обеспечивают четкую и оперативную постановку педагогического диагноза о состоянии и результатах учебно-воспитательного процесса, эффективности управления им.
4. Педагогические диагнозы устанавливаются своевременно, в процессе получения внутридошкольной информации в системе внутридошкольного контроля и обеспечивают оперативное ориентирование дошкольных менеджеров в выборе содержания форм и методов управления.
Методы диагностики
Основы
классификации Методы Содержание
1 2 3
1. По степени «вмешательства» в поведение
педагога:
Пассивные: 1. Наблюдение Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения
2. Анкетирование Метод социально-психологического исследования с помощью анкет
3. Тестирование Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий
4. Интервьюирование Метод получении информации с помощью устного опроса
5. Сбор косвенных данных о педагоге Отзывы о педагоге со стороны детей, родителей, коллег
6. Анализ документации Анализ содержания плана воспитательно-образовательной работы, карт индивидуального развития детей и др.
Активные 1. Диагностический эксперимент Естественный эксперимент с постановкой диагностической цели
2. Создание ситуаций (напр., ситуации методического развития педагога):
а) «выбора приоритетов»; В ходе проигрывания ситуации педагог сопоставляет варианты решений, останавливается на главном
б) «профессионального диалога»; Возможность посмотреть на одну ситуацию с разных сторон
в) «отказа от стереотипов» Поиск творческих вариантов, неординарных выходов
3. ЛКС (анализ конкретных ситуаций), ОДИ (организационно-деятельностные игры) Поиск оптимальных вариантов путем коллективной деятельности
2. По степени участия педагога в процессе диагностики Субъективные, или прямые Осуществляются на основе того, что думает, представляет и сообщает педагог сам о себе
Объективные, или косвенные При которых труд педагога оценивается по показателям уровня обученности и воспитанности детей
3. По виду деятельности материала, на котором «протекает» диагностика Специфические При которых о педагогическом мастерстве и готовности их к созданию собственной методической системы судят по выполнению специальных заданий в системе методической работы
Неспецифические По выполнению других видов деятельности воспитателя: воспитательной, организаторской и др.
4. По признаку долговременности диагноза Оперативные Анализ отдельных поступков, устных и письменных ответов
Долговременные Наблюдение за поведением
Уважаемый посетитель,
Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.