Навадворскі яслі-сад
231983, Гродзенская вобл., Аг. Новы Двор, вул. 1 Мая, 10а, тэл. 8-01513-22167
3-12-2013, 16:23

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
Знать, чтобы предвидеть;
предвидеть, чтобы управлять.
О. Конт
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей и интересов, «а не от образовательной системы, существующей как внеличностная структура» (М. В. Кларин).
Понятия анализ, самоанализ, изучение личности в последнее время все чаще стали заменяться этим единым термином – диагностика. В общем смысле слова – это теория и практика постановки диагноза, особый вид познания, поскольку «диагноз» в переводе с греческого означает «распознание, определение». Педагогический диагноз – это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов.
Диагностика всегда представляет собой научно-практическую деятельность, а постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Задача руководителя как диагноста оказать конкретную помощь, обеспечить надежное функционирование и развитие исследуемого объекта, увидеть в частном общее, типичное.
Диагностика педагогического мастерства, успешности педагога позволяет оптимально решать проблемы аттестации работников образования, так как устраняет субъективизм в оценке администрации образовательного учреждения. Однако руководителям образовательного учреждения крайне важно помнить, что диагностика – не самоцель, а лишь один из этапов работы с педагогами наряду с консультацией, коррекцией, адаптацией и поддержкой.
До недавнего времени педагогическая диагностика сводилась к элементарной проблеме оценки каких-либо признаков, причем личность представлялась в виде среза, фотографии (Н. Голубев, П. Битинас). Сегодня же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИАГНОСТИКИ
Информационная функция – это постоянная информация всех участников педагогического (учебно-воспитательного, методического) процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
Собственно-диагностическая функция – это психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности педагога.
Оценочная функция – это качественная и количественная оценка деятельности администрации школы или ДОУ, каждого педагога и каждого ребенка.
Коррекционная функция – это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития (следует помнить и учитывать, что вся система позитивных тенденции (ценностей) лежит не вне педагога, а в нем самом).
Ориентационная функция – это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач ДОУ, на устранение тех «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов.
Аналитическая функция – это психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличие от контролирующей функции, направленной лишь на выявление недостатков, аналитическая функция выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения (В. М. Лизинский).
Наряду с диагностикой педагогической существуют и другие виды диагностики – социологическая и психологическая. Психодиагностика – это область психологии, которая разрабатывает методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.
Принципы педагогической деятельности:
1. Доверие педагогу.
2. Доброжелательность.
3. Опора на конечный результат как естественное завершение разноплановой деятельности учителей, воспитателей.
Критерии диагностики:
1. Адекватность – однозначное выражение определенного состояния объекта.
2. Достаточность имеющейся информации.
3. Объективность – отсутствие субъективных факторов при сборе информации.
Уровни педагогической диагностики:
1. Компонентная диагностика – изучение отдельных компонентов одного объекта.
2. Структурная диагностика – изучение нескольких компонентов одного объекта пли одного компонента нескольких объектов.
3. Системная диагностика – комплексное изучение различных компонентов всех объектов (в образовательном учреждении основными объектами являются педагоги, дети, родители).
Назначение педагогического диагноза дать педагогу и руководителю оперативную и надежную информацию о том, как переплетаются во взаимодействии многие причины, какие из них в этот момент достигают критических значений. Поэтому диагностировать надо различные компоненты образовательно-воспитательного процесса, используя при этом целый комплекс различных методик.
Следует обратить внимание на то, что, используя один из перечисленных методов диагностики, по результатам анкетирования, тестирования или какого-либо другого, ни в коем случае нельзя делать категорических выводов, предпринимать решительные управленческие меры. Лучше подумать обстоятельно и серьезно: где и в чем управленческие упущения, как с наименьшими последствиями воспользоваться полученной информацией, как изменить ситуацию, достаточно ли корректно подобраны место, время и другие условия для опроса.
Для повышения объективности и изучения динамики развития объекта в процессе организации диагностики важно соблюдать этапность, периодичность. Поскольку необходимо изучить не только исходное состояние объекта, но и промежуточные, и конечные результаты, то следует проводить первичный срез – входной контроль (стартовую диагностику), вторичный – текущий контроль (сравнительную диагностику) и выходной контроль (итоговую диагностику).
Программа диагностики и анализа собственной деятельности того, что делает каждый педагог, что характерно для данного образовательного учреждении, определение процессов и тенденций в организации педагогического – учебно-воспитательного и методического – процесса, выявление необходимых и возможных изменений, управленческая коррекция – все это позволяет школе и ДОУ на основе рефлексии достижений и имеющихся проблем знать и видеть, на каком этапе они находятся, как сочетаются традиции и инновации, удалось ли создать обстановку глубокой заинтересованности большинства членов педагогического коллектива в опытно-экспериментальной, поисковой, научно-методической и исследовательской деятельности.
В этом могут помочь такие диагностические методики, как: анкеты по оценке уровня инновационного потенциала педагогического коллектива; диагностические карты для анализа мотивационной и стимулирующей деятельности педагогов; тест на выявление тенденций к стилям педагогической деятельности; анкета по изучению профессиональной готовности педагогов к экспериментальной работе; по изучению профессиональной готовности педагога к внедрению инноваций и целый ряд других.
Следует помнить, что диагностика только констатирует наличие или отсутствие тех или иных качеств, а руководитель, пользуясь ее результатами, должен помочь определить перспективы, пути и способы профессионального развития учителя или воспитателя. Только в том случае, когда изучение педагога будет носить не только диагностический, но и прогностический характер, можно говорить о той или иной степени результативности проведенной в этом направлении работы и ее полезности (В. М. Лизинский).
Прежде чем приступить к диагностике, нужно:
1. Подобрать и обучить заинтересованную группу специалистов, способных решать строго определенные задачи.
2. Добиться согласованно-единого отношения к понятиям, критериям, ценностям; разработать или адаптировать соответствующие методики для проведения диагностики.
3. В ходе диагностики вырабатывать определенную культуру, нормы и правила совместной деятельности.
4. Ведущей задачей диагностики считать поиск интересного, нового, оригинального опыта, достижений личности и коллектива, достоинств и успехов и только на фоне этого оттенять недостатки.
Показатели состояния
и результативности диагностики
1. Диагностика педагогических процессов в школе и управление ими осуществляются с помощью научно обоснованных параметров.
2. Диагностика носит системный характер, осуществляется периодично, выявляет наличие или отсутствие динамики конечных результатов деятельности ДОУ или отдельных ее звеньев.
3. Намерения, получаемые в ходе диагностики на основе оценки данных внутришкольного контроля (ВШК), обеспечивают четкую и оперативную постановку педагогического диагноза о состоянии и результатах учебно-воспитательного процесса, эффективности управления им.
4. Педагогические диагнозы устанавливаются своевременно, в процессе получения внутридошкольной информации в системе внутридошкольного контроля и обеспечивают оперативное ориентирование дошкольных менеджеров в выборе содержания форм и методов управления.

Методы диагностики
Основы
классификации Методы Содержание
1 2 3
1. По степени «вмешательства» в поведение
педагога:
Пассивные: 1. Наблюдение Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения
2. Анкетирование Метод социально-психологического исследования с помощью анкет
3. Тестирование Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий
4. Интервьюирование Метод получении информации с помощью устного опроса
5. Сбор косвенных данных о педагоге Отзывы о педагоге со стороны детей, родителей, коллег
6. Анализ документации Анализ содержания плана воспитательно-образовательной работы, карт индивидуального развития детей и др.
Активные 1. Диагностический эксперимент Естественный эксперимент с постановкой диагностической цели
2. Создание ситуаций (напр., ситуации методического развития педагога):
а) «выбора приоритетов»; В ходе проигрывания ситуации педагог сопоставляет варианты решений, останавливается на главном
б) «профессионального диалога»; Возможность посмотреть на одну ситуацию с разных сторон
в) «отказа от стереотипов» Поиск творческих вариантов, неординарных выходов
3. ЛКС (анализ конкретных ситуаций), ОДИ (организационно-деятельностные игры) Поиск оптимальных вариантов путем коллективной деятельности
2. По степени участия педагога в процессе диагностики Субъективные, или прямые Осуществляются на основе того, что думает, представляет и сообщает педагог сам о себе
Объективные, или косвенные При которых труд педагога оценивается по показателям уровня обученности и воспитанности детей
3. По виду деятельности материала, на котором «протекает» диагностика Специфические При которых о педагогическом мастерстве и готовности их к созданию собственной методической системы судят по выполнению специальных заданий в системе методической работы
Неспецифические По выполнению других видов деятельности воспитателя: воспитательной, организаторской и др.
4. По признаку долговременности диагноза Оперативные Анализ отдельных поступков, устных и письменных ответов
Долговременные Наблюдение за поведением

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • Ibrahim

  • 13 января 2014 20:02
  • Группа: Гости
So that's the case? Quite a reitalevon that is.

Меню

счетчик посещений

Каляндар

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архіў навін

Февраль 2024 (9)
Январь 2024 (4)
Декабрь 2023 (5)
Ноябрь 2023 (5)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (8)

Апытанне

Полноценное развитие детей - это
Полная семья
Материальное обеспечение
Хорошее питание
Благоприятные условия жизни
Хорошие друзья
Доброжелательные родственники
Другое

Воблака тэгаў

Главное управление Гродненского облисполкома 2022 - Год исторической памяти Свислочский районный ИК Гродненский областной ИРО Благотворительная акция Наши дети Интернет-портал Президента Репсублики Беларусь Детский правовой сайт Безвизовый въезд Свислочь