"Дом без насилия"
НАСИЛИЕ. ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ.
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
Насилие – это принуждение, неволя, действие стесняющее, обидное, незаконное, своевольное. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также получение господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и пр. Во всём мире насилие ежегодно становится причиной смерти более 1,5 миллионов людей. На каждую насильственную смерть приходятся десятки случаев госпитализации, сотни выездов служб неотложной помощи и тысячи визитов к врачам. Помимо этого, насилие часто влечёт за собой пожизненные последствия для физического и психического здоровья пострадавших и их взаимодействия с другими людьми.
Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём. Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.
Можно выделить пять основных форм действий, составляющих природу семейного насилия:
● физическое насилие;
● сексуальное насилие;
● психологическое насилие;
● экономическое насилие;
● неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.
Когда ребёнок находится в ситуации домашнего насилия.
Детей, живущих в семьях, где один из родителей или воспитателей подвергается насилию, обычно называют «дети – свидетели домашнего насилия». Термин же «ребёнок, находящийся в ситуации домашнего насилия» вносит большую ясность, так как охватывает множество форм насилия, которые приходится переживать детям. Всё чаще проводятся исследования воздействия домашнего насилия на детей, проблем, связанных с тем, что дети являются свидетелями насилия, и защитных факторов, влияющих на их реакцию, на насилие. Обычно воздействие домашнего насилия на ребёнка делится на четыре основные категории:
● он понимает, что происходит насилие;
● он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;
● он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);
● он переживает последствия акта насилия.
Вовлечение детей в ситуации домашнего насилия может также подразумевать использование их в качестве «шпионов» для получения каких-либо сведений у взрослого-жертвы; детей могут заставлять смотреть на насилие над жертвой или принимать в нём участие, а также виновник может использовать ребёнка в качестве условия для того, чтобы заставить жертву не разрывать отношения, основанные на насилии. Некоторые дети в результате домашнего насилия получают физические травмы. Иногда агрессоры намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, чтобы унизить и контролировать своего партнёра (под партнёром здесь понимается супруг или сожитель). Часто дети получают повреждения случайно, во время совершения насилия над взрослым-жертвой. Ребёнка может поранить брошенный предмет или оружие, используемое против жертвы. Нападения на детей младшего возраста могут совершаться, когда жертва держит ребёнка, а дети постарше могут пострадать, когда они вмешиваются в акт насилия. Кроме того, что ребёнок становится свидетелем и участником акта грубого поведения, многих детей потом запугивают, чтобы они не рассказывали об эпизоде насилия, не раскрывали «семейную тайну».
Влияние домашнего насилия на детей.
Дети, живущие в атмосфере домашнего насилия, сталкиваются с многочисленными рисками, например, с опасностью травмирования, риском остаться без средств поддержания жизни, риском подвергнуться насилию, риском утраты одного или обоих родителей. Всё это может иметь для детей отрицательные последствия. Тематические исследования постоянно подтверждают наличие у детей трёх категорий проблем, связанных с тем, что ребёнок является свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия: ● поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы – более высокий уровень агрессии, гнева, враждебности, вызывающее поведение и непослушание; плохие отношения со сверстниками, братьями и сестрами, неумение налаживать социальные отношения; низкая самооценка;
● когнитивные проблемы и проблемы отношений – низкая когнитивная функциональность, плохая учёба в школе, нехватка навыков разрешения конфликтов и решения проблем, принятие грубого поведения и отношения, вера в незыблемые гендерные стереотипы и главенство мужчин;
● проблемы, возникающие в долгосрочной перспективе – высокий уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрасте, повышенная толерантность к насилию в отношениях и к его использованию.
Дети также демонстрируют конкретные проблемы, относящиеся к их физическому, физиологическому и социальному развитию. У детей школьного возраста могут быть проблемы в отношениях со сверстниками и в учёбе, трудности с сохранением эмоциональной стабильности. По словам взрослых людей, которые в детстве часто становились свидетелями домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.