Навадворскі яслі-сад
231983, Гродзенская вобл., Аг. Новы Двор, вул. 1 Мая, 10а, тэл. 8-01513-22167
13-04-2020, 17:10

Акция "Дом без насилия"

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

МЕТОД КЕЙСОВ (CASE-STUDY)
Метод кейсов, или case-study (от англ. case – «случай», «ситуация») –
это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении, путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Цель метода – проанализировать ситуацию и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы.
В 5-9 классах для анализа используются «мини-кейсы». «Мини-кейсы –это совсем короткие тексты (от одного абзаца или даже предложения до страницы), дающие описание случая в максимально компактной, достаточно информативной форме. Ситуационные задачи предназначены для обучения учащихся умению анализировать признаки опасности ситуаций домашнего насилия, для закрепления материала, изученного на занятиях, и для самостоятельной работы. При их применении необходимо возвращаться к повторению основного смысла понятий о видах насилия. Это поможет учащимся более чётко различать особенности тех или иных ситуаций и выбирать правильные оценки и способы действий для выхода из них.
Примеры мини-кейсов, рекомендуемые
к рассмотрению на занятиях
Эмоциональное насилие
Предлагаемые ниже ситуации (1-2) используются на одном занятии и предназначены для сравнения.
1. Вова очень не любил убирать по утрам постель. Мама каждый день напоминала ему об этом, но он не реагировал, оправдываясь тем, что ему некогда, поскольку он опаздывает в школу. Однажды утром мама не выдержала и закричала: «Сколько можно об этом говорить?! Неделю не подойдёшь к компьютеру, пока не научишься убирать!»
2. Лена после школы всегда бросала портфель в прихожей. Первое время мама сама относила портфель в комнату. Потом её терпение закончилось. Она села на диван и сказала Лене: «Принеси свой портфель, давай посмотрим, какие уроки у тебя на завтра и когда их лучше сделать: до прогулки или после». Затем, когда беседа закончилась, мама предложила Лене: «Давай найдём место для твоего портфеля, и ты будешь всегда оставлять его именно там».
Вопросы для обсуждения
1) В чём различие этих ситуаций?
2) В каком эпизоде вы увидели признаки насилия?
3) Как бы вы назвали такое насилие?
4) Что чувствовал мальчик?
5) В чём причина насилия? Как, по-вашему, нужно поступать маме в подобных ситуациях?
6) Какие действия ребёнка могут помочь избежать конфликта?
7) Какие действия мамы могут помочь справиться с ситуацией без применения насилия?
8) Что бы вы сказали маме в таких ситуациях?
Ситуации 3, 4, 5 можно использовать выборочно.
3. Что бы у Саши ни случалось, он слышал от папы одно: «Всё, хватит, я накажу
тебя так, что тебе мало не покажется». Что конкретно папа имел в виду в очередной раз, Саша не знал, но постоянно чувствовал, как по спине пробегает холодок.
4. Девочка Оля очень любила свою маму. Но в семье было неблагополучно:
папа часто, если ему что-то не нравилось, говорил всем: «Будете перечить мне, устрою вам всем такую жизнь, что пожалеете», и при этом нецензурно выражался. В такие минуты Оля пугалась, но проходило время, и она обо всём забывала. Ей было жалко и маму, и папу, и себя. Но она чувствовала, что дальше может быть хуже: очень уж часто стало всё это повторяться.
5. Как-то в семье отмечали день рождения старшей сестры, которой исполнилось восемнадцать лет. Были гости, подарки. Таня и Сергей радовались за сестру. Когда все сели за праздничный стол, папа налил всем шампанского, в том числе и 10-летнему Серёже. Мальчик сказал: «Я не хочу». Но один из гостей стал его уговаривать, при этом подшучивая: «Ну, сегодня можно в честь сестры. Не стесняйся, ты же мужчина».
Вопросы для обсуждения
1) Какая из этих ситуаций показалась вам наиболее опасной и почему?
2) Какая из ситуаций говорит о том, что человек хочет оказать давление на младшего по возрасту, а какая – о том, что человек угрожает?
3) В какой из этих ситуаций вы увидели, что взрослый человек нарушает закон, принуждает к неправильным действиям?
4) К какому виду насилия над человеком можно отнести эти ситуации: психологическому, эмоциональному, моральному? (Правильный ответ: ко всем, потому что отдельные детали ситуаций очень похожи, переплетаются друг с другом).
Психологическое насилие
Ситуации по вопросам психологического насилия используются как
основа для дискуссий. Они могут использоваться выборочно и в сочетании друг с другом, в зависимости от степени готовности учащихся к проведению самостоятельного анализа.
1. Вера очень часто стала замечать, что родители постоянно напоминают
ей: она обязана им всем, что есть у неё в жизни. Эти фразы («Мы всё для тебя делаем, а ты не слушаешься», «Если бы не мы, что бы ты имела в жизни?», «Я тебе купил компьютер не для того, чтобы ты часами за ним сидела», «От тебя даже «спасибо» не дождешься» и т. п.) угнетали её и едва не доводили до слёз.
Вопросы для обсуждения
1) Как быть в такой ситуации?
2) Стоит ли сказать родителям: «Вы меня родили, вот и заботьтесь
теперь обо мне?»
3) Какие варианты поведения могут быть использованы:
● сказать родителям: «Мне очень обидно слышать всё это – ведь я
стараюсь слушаться»;
● изменить своё поведение (как?);
● рассказать родителям о своих чувствах. Например: «Когда вы
говорите мне..…., то мне очень обидно, потому что….., и я чувствую, что я вам не нужна».
2. Коля так любит узнавать новое, что не может не делиться своими знаниями с другими. Однако, как только он начинает рассказывать что-то родителям
или сестре, они в один голос твердят: «Мне некогда. Сейчас не до этого».
Вопросы для обсуждения
1) Как быть Коле в такой ситуации?
2) Что он может предложить своим родителям или сестре?
3. Лена учится очень неровно: у неё то девятка по математике, то двойка по
физике, то десятка по литературе, то замечание в дневнике, что она не готова к уроку. Её маму это расстраивает. Папы у Лены нет, помочь с уроками некому. А мама каждый раз говорит: «Будешь всю жизнь полы мыть, на что-то большее ты не способна».
Вопросы для обсуждения
1) К какому виду насилия над личностью относятся подобные
упрёки?
2) Что сделать, чтобы ситуация не ухудшалась?
3) Как Лена может доказать маме, что она способна на большее?
4.Лена, Настя и Лиза дружили не один год и часто вместе фотографировались. Были в их коллекции и фотографии на пляже. Однажды Лиза сказала Насте, что у Лены отвратительная фигура. В итоге девочки поссорились, а Лена выложила фотографии подружек в социальных сетях. Девочки рассказали обо всём родителям. Те обратились в милицию. Специалисты удалили фотографии, а Лена теперь состоит на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. У неё было много неприятных разговоров с сотрудниками милиции и с родителями.
Вопросы для обсуждения
1) Что вы можете сказать о поведении девочек?
2) С чего началась ситуация? Можно ли было разрешить её
по-другому?
3) Какой вид насилия описан в рассказе?
4) О каких подобных случаях вы слышали (по телевизору, в разго-
ворах подростков)?
5) Какого наказания, по-вашему, заслуживает Лена?
Физическое насилие
Ситуации из данного подраздела рекомендуется использовать на
практическом занятии. По усмотрению учителя их можно озвучивать
при рассказе о конкретных видах насилия и их опасности.
1. Эта беда пришла в Машин дом незаметно. Сначала она слышала, как родители ссорились из-за каких-то мелких проблем. Потом ссоры стали напоминать скандалы. Иногда они начинались ночью, из-за чего Маша перестала высыпаться. Однажды ночью она услышала звон бьющейся на кухне посуды, а потом громкий крик мамы.
Вопрос для обсуждения
1) Что делать девочке?
● бежать на кухню, чтобы узнать, что произошло;
● осторожно заглянуть в кухню, и, увидев что-либо опасное или
страшное, вызвать по телефону милицию, скорую помощь;
● убежать из квартиры, обратиться к хорошо знакомым соседям,
позвонить старшему брату или родственнику.
2. Лиза долго скрывала от родителей, что дружит с Петром. Она знала – те будут против, ведь компания, с которой он общался, не раз попадала в милицию. Но однажды младший брат рассказал родителям, что уже не раз видел их вместе. Когда вечером Лиза вернулась домой, на пороге её встретила мать и на повышенных тонах стала требовать объяснений. Лиза ответила: «Не ори на меня. С кем хочу, с тем и гуляю». Неожиданно мать ударила её по лицу. Лиза заплакала и убежала в комнату, закрыв дверь на ключ.
Вопросы для обсуждения
1) Какой вид насилия вы увидели в этом рассказе?
2) Правильно ли поступила мама девочки?
3) Есть ли вина Лизы в том, что произошло?
4) Как может закончиться ситуация, если правду всё время скрывать?
5) Как вы оцениваете поступок брата?
6) Что будет потом в этой семье?
7) Как могут развиваться события?
8) Что следует сделать всем членам этой семьи, чтобы безболезненно разрешить возникший конфликт?
3. Задача на размышление: «Почему существует поговорка «Замах хуже
удара»?»
Когда Илья спорит со старшим братом, тот, если злится, всегда замахивается на него кулаком. Сначала это казалось просто жестом недовольного человека, привыкшего махать руками. Но однажды Илья заметил, что кулак брата находится совсем близко у его лица. Это очень неприятно его поразило. Он любил брата и не думал всерьёз, что тот действительно может ударить его.
Вопросы для обсуждения
Как вы считаете, в чём смысл этой поговорки? 2) Чем могут закончиться такие отношения братьев, если действительно появится повод к ссоре?
3) Как надо относиться к тем людям, взрослым и вашим сверстникам, у которых есть привычка замахиваться?
Экономическое насилие
Ситуация используется в соответствующей теме.
1. Андрей живёт с папой, мамой и бабушкой. Папа мальчика часто просит
денег у своей матери, бабушки Андрея. Каждый раз он просит одолжить их и
обещает вернуть, но никогда этого не делает. Однажды бабушка напомнила, что у неё маленькая пенсия. Папа разозлился, закричал, что его «достали», и ушёл, громко хлопнув дверью. Денег он так и не вернул. Бабушка тихонько плакала. Теперь она продолжает давать отцу деньги, но никогда больше не напоминает о возврате. Андрею жалко бабушку, но он не знает, как ей помочь, а сказать что-нибудь отцу боится.
Вопросы для обсуждения
1) Как вы понимаете, что такое экономическое насилие?
2) Если вам не дают денег на мелкие расходы – это насилие? А если
у родителей в данный момент нет лишних денег, то как оценить
ситуацию в семье?

РОЛЕВАЯ ИГРА
Ролевая игра – это игра, в которой учащиеся выступают в роли того или иного персонажа и инсценируют эпизод (чаще всего – связанный с какой-то проблемой). В ходе ролевой игры учащиеся приобретают навыки разрешения сложных ситуаций.
Методика проведения ролевой (сюжетной) игры
I этап – подготовительный (организационный)
1) Описание проблемы (ситуации).
2) Распределение ролей между желающими.
3) Проведение инструктажа – знакомство игроков с особенностями той или иной роли.
Инструкция для игрока. Например: «Вы играете роль… Вам нужно показать…» Игроку даётся карточка, где описано его поведение и цель, которой нужно достичь в ходе проигрывания ситуации. Инструкция для класса (группы). Например: «Сейчас вы увидите… Внимательно следите за ходом беседы, отмечайте действия, которые способствовали…»
4) После инструктажа учитель даёт участникам 1-2 минуты для того, чтобы подготовиться, войти в роль и продумать свои действия. В это время готовится игровое пространство, которое должно в общих чертах отражать реальную ситуацию.
II этап – ролевая игра
Проигрывание ситуации. Его можно повторить несколько раз с разными учащимися, предлагающими иные решения проблемы.
III этап – обсуждение ситуации
1) Выступления участников игры. Они коротко рассказывают о том,
какая стратегия была избрана при обсуждении в группе.
2) Анализ действий. Вопрос к участникам: «Какой выход из сложившейся ситуации предлагаете вы? Аргументируйте свою
позицию».
Примеры ситуаций для ролевых игр по конкретной проблеме
Ролевая игра «Конфликт в семье»
Цель игры: развитие навыков бесконфликтного общения.
Ввод учащихся в игру.
Учитель говорит о необходимости правильного общения с родными и близкими, о выработке умения контролировать свою речь в стрессовых ситуациях (раздражение, гнев, обида и т. д.); сообщает о том, что сейчас стоит попытаться на практике узнать основные методы урегулирования конфликтов. Участники разбиваются на пары. Им даются инструкции. На протяжении 5 минут каждая пара продумывает сценарий, по которому она будет представлять конфликтующие стороны (ссорящихся ребёнка и родителя).
Описание ситуации
Дочь хочет, чтобы родители купили ей новые туфли. Родители не понимают желания дочери и не готовы его выполнить.
Инструкция для первого участника
«Вы – дочь. Вам надо провести разговор с мамой. Вы хотите такие же туфли, как у вашей подруги. Мама против. Тем не менее, вы хотите обязательно их получить и не идете на уступки».
Инструкция для второго участника
«Вы – мама. У вас двое детей: дочери четырнадцать лет, а сыну два
года. Вы находитесь в отпуске по уходу за ребенком. Лишних денег в семье нет. Дочь требует новые туфли. Вы считаете, что они ей не нужны, и
надеетесь, что дочь поймет вас и согласится с вашим мнением».
Инструкция для класса
«Сейчас вы увидите общение мамы и дочери. Внимательно следите
за ходом разговора, отмечайте действия, препятствующие разрешению
конфликта».
На обсуждение учитель выносит вопрос: «Как стоило повести себя
участникам, чтобы сгладить конфликт?»
Затем учитель предлагает посмотреть инсценировку ситуации повторно, но в исполнении другой пары.
Инструкция для первого участника
«Вы – дочь. Вам надо провести разговор с мамой. Вы хотите такие же
туфли, как у вашей подруги. Мама против. Тем не менее, вы хотите обязательно их получить и не идете на уступки».
Инструкция для второго участника
«Вы – мама. У вас двое детей: дочери четырнадцать лет, а сыну два
года. Вы находитесь в отпуске по уходу за ребенком. Лишних денег в семье нет. Дочь требует новые туфли. Вы считаете, что они ей не нужны, и надеетесь, что дочь поймет вас и согласится с вашим мнением».
Инструкция для класса
Сейчас вы увидите другой вариант общения мамы и дочери. Внимательно следите за ходом разговора, отмечайте действия, способствующие разрешению конфликта.
На обсуждение учитель выносит вопрос: «Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?»
ДИСКУССИЯ
Дискуссия (от лат. discussio – «рассмотрение», «исследование») – обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии является аргументированность высказываний.
Дискуссия позволяет:
● увидеть проблему с разных сторон;
● уточнить персональные позиции и точки зрения всех учащихся;
● выработать общее мнение.
Различают:
1) групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы;
2) массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все
учащиеся класса.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Меню

счетчик посещений

Каляндар

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архіў навін

Февраль 2024 (9)
Январь 2024 (4)
Декабрь 2023 (5)
Ноябрь 2023 (5)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (8)

Апытанне

Полноценное развитие детей - это
Полная семья
Материальное обеспечение
Хорошее питание
Благоприятные условия жизни
Хорошие друзья
Доброжелательные родственники
Другое

Воблака тэгаў

Главное управление Гродненского облисполкома 2022 - Год исторической памяти Свислочский районный ИК Гродненский областной ИРО Благотворительная акция Наши дети Интернет-портал Президента Репсублики Беларусь Детский правовой сайт Безвизовый въезд Свислочь