10-11-2015, 10:31
Обучение детей мерам пожарной безопасности в детских дошкольных учреждениях
В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений. В практике воспитания детей в семье часто недооценивается опасность детской шалости с огнем, приводящая нередко к пожару и гибели самих малышей. У детей нет опыта, способствующего пониманию опасности того или иного действия, не приобретены навыки безопасного обращения с опасными предметами, отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство дошкольников понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях они обычно стараются спрятаться, не пытаясь бежать даже тогда, когда двери не заперты. Отыскать детей в задымленных помещениях порой бывает нелегко. В настоящее время гибель детей на пожарах, к сожалению, случается. Очень часто они становятся и виновниками пожаров и их жертвами. Поэтому основная нагрузка по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности ложится на детские дошкольные учреждения.
Из многочисленных функций воспитателя детского сада в числе первостепенных отмечается охрана жизни и здоровья детей. Возникла острая необходимость привития детям навыков собственной безопасности и в первую очередь пожарной. В сущности ребенок рождается значительно более беспомощным, чем детеныш животных. Врожденные безусловные рефлексы в условиях тщательного ухода за ребенком обеспечивают лишь выживание организма, но не развитие и совершенствование свойственных человеку форм поведения и чувства опасности, в том числе и опасности огня. Взрослый постепенно вводит ребенка в предметный мир, формирует его отношение к этому миру, прививает способность избегать действий, угрожающих здоровью и жизни. Прививать же ребенку элементарные нормы пожарной безопасности в быту следует уже с первых лет жизни. Поэтому элементы этих навыков должны присутствовать при обеспечении воспитателями как воспитательной, так и обучающей функции. Ведь именно в дошкольном возрасте получают развитие основные виды деятельности человека: общение, игровая, учебная, трудовая, художественная, спортивная. Любой из указанных видов может быть успешно использован для обучения пожаробезопасной жизнедеятельности.
Задача воспитателя – ознакомить детей с нормами безопасного поведения, вооружить ребенка необходимыми знаниями, сформулировать основу, фундамент их с учетом возраста.
Начинать обучение детей целесообразно с чтения детской литературы: например, «Путаница» К.Чуковского, «Кошкин дом» С.Маршака, затем элементы пожарной безопасности из прочитанных произведений вносятся в детские игры, во время которых следует постепенно перейти к обучению действиям на случай пожара соответственно возрасту ребенка, используя пожарную тематику на занятиях по рисованию или во время спортивных соревнований.
Наиболее эффективна в этом плане игра, во время которой взрослые имеют огромные возможности для творческой инициативы и бесчисленное количество вариантов. Для детей игра – это тип связи с жизнью, во время которой происходит ориентация ребенка в самых общих, самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.
Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
При создании «картинок жизни», взрослый вначале подсказывает, а затем и подталкивает ребенка к действиям в определенной ситуации с учетом его возраста. (Например, мама не выключила утюг. Младшие дошкольники лишь напоминают взрослым об этом. Дети постарше уже могут сами выдернуть шнур утюга из розетки, если научить их как правильно это сделать, за что можно браться руками и какую опасность может таить в себе это казалось бы безопасное приспособление на стене.)
Кроме того, в детском саду имеется специальное оборудование (пожарный щит), макеты, дидактические игры, которые используются в качестве наглядного материала. Специально организовываются встречи с пожарными, проводятся тренировки эвакуации из здания, что очень впечатляет детей дошкольного возраста.
Первые пять-шесть лет жизни ребенка являются наиболее продуктивными для получения и усвоения жизненно важной информации. Этот возраст является наиболее оптимальным для привития первичных навыков по пожарной жизнедеятельности ребенка.
Наибольшую эффективность эта работа даст в детских учреждениях, где она будет проводиться планомерно и неразрывно с воспитательным процессом.
Из многочисленных функций воспитателя детского сада в числе первостепенных отмечается охрана жизни и здоровья детей. Возникла острая необходимость привития детям навыков собственной безопасности и в первую очередь пожарной. В сущности ребенок рождается значительно более беспомощным, чем детеныш животных. Врожденные безусловные рефлексы в условиях тщательного ухода за ребенком обеспечивают лишь выживание организма, но не развитие и совершенствование свойственных человеку форм поведения и чувства опасности, в том числе и опасности огня. Взрослый постепенно вводит ребенка в предметный мир, формирует его отношение к этому миру, прививает способность избегать действий, угрожающих здоровью и жизни. Прививать же ребенку элементарные нормы пожарной безопасности в быту следует уже с первых лет жизни. Поэтому элементы этих навыков должны присутствовать при обеспечении воспитателями как воспитательной, так и обучающей функции. Ведь именно в дошкольном возрасте получают развитие основные виды деятельности человека: общение, игровая, учебная, трудовая, художественная, спортивная. Любой из указанных видов может быть успешно использован для обучения пожаробезопасной жизнедеятельности.
Задача воспитателя – ознакомить детей с нормами безопасного поведения, вооружить ребенка необходимыми знаниями, сформулировать основу, фундамент их с учетом возраста.
Начинать обучение детей целесообразно с чтения детской литературы: например, «Путаница» К.Чуковского, «Кошкин дом» С.Маршака, затем элементы пожарной безопасности из прочитанных произведений вносятся в детские игры, во время которых следует постепенно перейти к обучению действиям на случай пожара соответственно возрасту ребенка, используя пожарную тематику на занятиях по рисованию или во время спортивных соревнований.
Наиболее эффективна в этом плане игра, во время которой взрослые имеют огромные возможности для творческой инициативы и бесчисленное количество вариантов. Для детей игра – это тип связи с жизнью, во время которой происходит ориентация ребенка в самых общих, самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.
Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
При создании «картинок жизни», взрослый вначале подсказывает, а затем и подталкивает ребенка к действиям в определенной ситуации с учетом его возраста. (Например, мама не выключила утюг. Младшие дошкольники лишь напоминают взрослым об этом. Дети постарше уже могут сами выдернуть шнур утюга из розетки, если научить их как правильно это сделать, за что можно браться руками и какую опасность может таить в себе это казалось бы безопасное приспособление на стене.)
Кроме того, в детском саду имеется специальное оборудование (пожарный щит), макеты, дидактические игры, которые используются в качестве наглядного материала. Специально организовываются встречи с пожарными, проводятся тренировки эвакуации из здания, что очень впечатляет детей дошкольного возраста.
Первые пять-шесть лет жизни ребенка являются наиболее продуктивными для получения и усвоения жизненно важной информации. Этот возраст является наиболее оптимальным для привития первичных навыков по пожарной жизнедеятельности ребенка.
Наибольшую эффективность эта работа даст в детских учреждениях, где она будет проводиться планомерно и неразрывно с воспитательным процессом.
Уважаемый посетитель,
Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.