1-10-2013, 16:30
Берегите детей
• Берегите детей
Проблема безопасности человечества в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей и пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.
Лозунг «Берегите ребенка», под которым Екатерина 11 в 1764 г. издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребенка, должен и сегодня стать руководством к действию многих воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений. Закон РФ № 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый в 10.12.1995 г., закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации безопасности дорожного движения, определил права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрел основные требования по подготовке водителей.
Одним из существенных моментов в законе является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам безопасного поведения на дорогах страны, т.е. «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно – правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».
ДТП – не стихийное бедствие. Все они вызваны действиями людей. Количество происшествий может быть значительно сокращено, если мы посмотрим на эту проблему более открытыми глазами.
До тех пор,
пока страдают дети,
в мире нет истинной любви.
А. Дункан.
Ни один изучаемый предмет в школе и в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребенка как изучение правил дорожного движения, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном его поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.
«Лозунг «Берегите детей» не должен пройти мимо других участников дорожного движения. Любой взрослый пешеход обязан активно участвовать в безопасном поведении ребенка на дороге.
Среди всех участников дорожного движения - водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Во многих ДТП он - основной виновник. Из общего числа детей, попавших в ДТП, 15-17% - дети дошкольного возраста. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство – дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.
Дети не обладают теми предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они в частности не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и, наоборот, с такой же скорость как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка позволяет получить ему полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у ребенка младшего возраста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.
Рост ребенка серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пешеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дорогах.
Дети иначе чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые подходят к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям. Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров – легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.
Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособиться поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.
Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте – это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Следовательно, по своим психофизиологическим особенностям ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно и безопасно проезжую часть не может.
Правила дорожного движения мало приспособлены к психофизиологическим особенностям детей. Ребенку дошкольного возраста требуется больше времени и энергии на решение любой дорожно-транспортной ситуации, чем даже школьнику младших классов. В организме здорового ребенка каждую минуту могут происходить разные изменения.
При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определенного возраста, а некоторые обусловленные индивидуальным темпераментом ребенка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.
В дошкольном возрасте ребенок активен в усвоении новых знаний, он постоянно стремится что-то сделать сам и многие предметы делает своими руками.
Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:
- рассеянное внимание;
- забывание правил поведения на улице;
- снижение обзора во времени непогоды из-за зонта, поднятого воротника, капюшона;
- плохое состояние дорожного покрытия;
- эмоциональное состояние;
- отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;
- более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка он в 10 раз меньше чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22о , а в вертикальной – 12-15о .Рост угла зрения продолжается до 20 лет;
- время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 секунд, а у дошкольника 1,3-1-5 секунд;
- чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее принимает ребенок решение, он теряется;
- отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
Ситуация, в которых дети наиболее уязвимы:
- переход проезжей части дороги;
- посещение магазинов и образовательных учреждений;
- подвижные игры около дорог;
- езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
- игры с наступлением темноты;
- ослепление фарами автотранспорта;
- зимнее состояние дорожного покрытия;
- яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
- буксирующее рядом с ребенком транспортное средство, движение его юзом или занос транспортного средства.
Психофизиологические характеристики ребенка очень многообразны. Каждый ребенок уникален и непредсказуем. Прежде чем решать проблему предупреждения детского травматизма и обучать ребенка безопасному поведению на дороге, воспитателям, учителям и родителям надо хорошо усвоить возрастаные и психофизиологические особенности характера своего ребенка.
Игротека.
Игра проводится на улице. Все играющие делятся на команды по 10-12 человек. Выигрывает команда, быстрее других заканчивающая все эстафеты и верно выполняющая все задания.
«СВЕТОФОР»
У светофора окошечка три,
При переходе на них посмотри!
Всё светофор понимает без слов:
Он говорит языком огоньков.
Перед началом эстафеты вспомнить с детьми виды светофоров значения сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Перед каждой командой находятся по два обруча, в одном лежат фигуры красного, желтого и зеленого цветов. Задача играющих: внимательно слушать ведущего, который называет цвета сигналов транспортного светофора, заполнить цвет, добежать до обруча и переложить фигурку названного цвета в другой обруч.
Реквизит (для одной команды): 3 фигурки красного, желтого, зеленого цвета.
«ДОРОЖКА ИЗ ЗНАКОВ»
Если правила забыл ты,
И не вспомнишь их никак,
То в пути тебе поможет
Добрый друг – дорожный знак.
Перед началом эстафеты повторяются группы дорожных знаков и их назначение.
Ведущий называет название дорожного знака, игроки команд бегут и выбирают из множества знаков нужные, затем кладут его к последнему конусу от своей команды. Таким образом, действует каждый игрок команды, и к концу эстафеты получается «дорожка из знаков», направленная к команде. Так как на две команды комплект знаков один, нужно найти знак быстрее соперника.
Реквизит (для двух команд): комплект дорожных знаков: «Дорожные работы», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходный переход»», «Пешеходная дорожка», «Главная дорога», «Пункт питания», «Дети», «Движение на велосипеде запрещено», «Прочие опасности», «Подземный пешеходный переход», «Жилая зона», «Велосипедная дорожка».
Проблема безопасности человечества в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей и пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.
Лозунг «Берегите ребенка», под которым Екатерина 11 в 1764 г. издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребенка, должен и сегодня стать руководством к действию многих воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений. Закон РФ № 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый в 10.12.1995 г., закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации безопасности дорожного движения, определил права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрел основные требования по подготовке водителей.
Одним из существенных моментов в законе является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам безопасного поведения на дорогах страны, т.е. «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно – правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».
ДТП – не стихийное бедствие. Все они вызваны действиями людей. Количество происшествий может быть значительно сокращено, если мы посмотрим на эту проблему более открытыми глазами.
До тех пор,
пока страдают дети,
в мире нет истинной любви.
А. Дункан.
Ни один изучаемый предмет в школе и в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребенка как изучение правил дорожного движения, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном его поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.
«Лозунг «Берегите детей» не должен пройти мимо других участников дорожного движения. Любой взрослый пешеход обязан активно участвовать в безопасном поведении ребенка на дороге.
Среди всех участников дорожного движения - водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Во многих ДТП он - основной виновник. Из общего числа детей, попавших в ДТП, 15-17% - дети дошкольного возраста. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство – дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.
Дети не обладают теми предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они в частности не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и, наоборот, с такой же скорость как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка позволяет получить ему полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у ребенка младшего возраста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.
Рост ребенка серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пешеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дорогах.
Дети иначе чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые подходят к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям. Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров – легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.
Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособиться поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.
Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте – это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Следовательно, по своим психофизиологическим особенностям ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно и безопасно проезжую часть не может.
Правила дорожного движения мало приспособлены к психофизиологическим особенностям детей. Ребенку дошкольного возраста требуется больше времени и энергии на решение любой дорожно-транспортной ситуации, чем даже школьнику младших классов. В организме здорового ребенка каждую минуту могут происходить разные изменения.
При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определенного возраста, а некоторые обусловленные индивидуальным темпераментом ребенка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.
В дошкольном возрасте ребенок активен в усвоении новых знаний, он постоянно стремится что-то сделать сам и многие предметы делает своими руками.
Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:
- рассеянное внимание;
- забывание правил поведения на улице;
- снижение обзора во времени непогоды из-за зонта, поднятого воротника, капюшона;
- плохое состояние дорожного покрытия;
- эмоциональное состояние;
- отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;
- более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка он в 10 раз меньше чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22о , а в вертикальной – 12-15о .Рост угла зрения продолжается до 20 лет;
- время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 секунд, а у дошкольника 1,3-1-5 секунд;
- чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее принимает ребенок решение, он теряется;
- отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
Ситуация, в которых дети наиболее уязвимы:
- переход проезжей части дороги;
- посещение магазинов и образовательных учреждений;
- подвижные игры около дорог;
- езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
- игры с наступлением темноты;
- ослепление фарами автотранспорта;
- зимнее состояние дорожного покрытия;
- яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
- буксирующее рядом с ребенком транспортное средство, движение его юзом или занос транспортного средства.
Психофизиологические характеристики ребенка очень многообразны. Каждый ребенок уникален и непредсказуем. Прежде чем решать проблему предупреждения детского травматизма и обучать ребенка безопасному поведению на дороге, воспитателям, учителям и родителям надо хорошо усвоить возрастаные и психофизиологические особенности характера своего ребенка.
Игротека.
Игра проводится на улице. Все играющие делятся на команды по 10-12 человек. Выигрывает команда, быстрее других заканчивающая все эстафеты и верно выполняющая все задания.
«СВЕТОФОР»
У светофора окошечка три,
При переходе на них посмотри!
Всё светофор понимает без слов:
Он говорит языком огоньков.
Перед началом эстафеты вспомнить с детьми виды светофоров значения сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Перед каждой командой находятся по два обруча, в одном лежат фигуры красного, желтого и зеленого цветов. Задача играющих: внимательно слушать ведущего, который называет цвета сигналов транспортного светофора, заполнить цвет, добежать до обруча и переложить фигурку названного цвета в другой обруч.
Реквизит (для одной команды): 3 фигурки красного, желтого, зеленого цвета.
«ДОРОЖКА ИЗ ЗНАКОВ»
Если правила забыл ты,
И не вспомнишь их никак,
То в пути тебе поможет
Добрый друг – дорожный знак.
Перед началом эстафеты повторяются группы дорожных знаков и их назначение.
Ведущий называет название дорожного знака, игроки команд бегут и выбирают из множества знаков нужные, затем кладут его к последнему конусу от своей команды. Таким образом, действует каждый игрок команды, и к концу эстафеты получается «дорожка из знаков», направленная к команде. Так как на две команды комплект знаков один, нужно найти знак быстрее соперника.
Реквизит (для двух команд): комплект дорожных знаков: «Дорожные работы», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходный переход»», «Пешеходная дорожка», «Главная дорога», «Пункт питания», «Дети», «Движение на велосипеде запрещено», «Прочие опасности», «Подземный пешеходный переход», «Жилая зона», «Велосипедная дорожка».
Уважаемый посетитель,
Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.